Рекомендации
родителям «трудных» подростков
Необходимо знать и помнить, что
вызывающее поведение подростков, всего лишь проявление «защиты». У всех
обследуемых психологами трудновоспитуемых детей, выявлялась крайне низкая
самооценка и повышенная ранимость, которую они скрывают неподчинением и агрессией.
В повседневной практике родителям таких детей необходимо постоянно
корректировать их поведение , развивать нужные качества личности и черты
характера, преодолевать недостатки. В этих случаях взрослые должны
использовать разумные методы и приемы педагогического воздействия.
• доверие;
• моральная поддержка и укрепление веры в свои
силы;
• вовлеченность в интересную деятельность;
• проявление доброты, внимания, заботы;
• просьба;
* поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, выражение
положительного отношения).
Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
- поощряется только тот
положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в
данных условиях;
- любое поощрение должно вызывать у
трудновоспитуемого ребенка положительные
эмоции;
• форма и цена поощрения должны
компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный
положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому
надо учитывать ее индивидуальные особенности;
• награда должна быть каждый раз,
когда совершается нерядовой поступок;
- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся
причиной
награды;
- помните важнейшее положение: чтобы ни
случилось, не лишайте ребенка
заслуженной похвалы и награды;
• никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы
то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого
простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый
день;
• ребенку необходима своя доля свободы от
приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений.
Будем помнить о внушаемости ребенка, Уважайте тайну ребенка;
- если обстоятельства вынуждают,
приказывайте решительно и твердо, но
обязательно весело и жизнерадостно;
- всегда
учитывайте состояние ребенка;
- не унижайте ребенка;
- избегайте «навешивания ярлыков», соблюдайте
закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только
конкретные действия. Не «ты плохой», а
«ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
* «авансирование»
личности.
Предоставление ребенку определенного
блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее
время в полной мере еще не заслуживает.
* обходное движение.
Различное отношение взрослого к ребенку
находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, ребенок,
совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем
напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в
чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях
безоговорочная поддержка педагога или родителя силой своего авторитета
производит на ребенка сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий;
опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и
радостью. И конечно, ребенок благодарен взрослому за поддержку. Такие минуты не
забываются. Взрослый становится для него близким человеком, которому можно
доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то
выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление .исправить
поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой
прием, связанный с защитой ребенка от обвинения коллектива, А.С.Макаренко
назвал обходным движением.
* прощение.
Умение прощать — необходимейшее качество
для педагога и родителей. Самое главное — трезво оценивать факты. Учитель и родитель должны уметь любого в любом
случае простить; все понимать — это
все прощать.
* убеждение и личный пример.
Убеждение — это и разъяснение, и
доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо
допустимости какого-то поступка. Личный пример -важный аргумент правоты
педагога или родителя.
Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей,
педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на
крик. Крик - это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как
несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его
силы и возможности, доверие к нему - вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы
поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не
навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на
пути к ребенку, что правильно понять его, принять и вовремя помочь.
|