Одним из таких укоренившихся страхов может стать дисморфофобия, или, как ее еще называют, болезнь от недостатка любви. Словарь медицинских терминов определяет дисморфофобию (дис... + греч. morphe — вид, форма + фобия) как «тягостное переживание своей физической неполноценности в связи с реальным или воображаемым анатомическим недостатком (форма и размеры носа, ушей, губ; рост, вес тела и т.п.)». Она может возникать эпизодически (после соответствующих замечаний со стороны сверстников или взрослых), а может быть относительно постоянным состоянием (если, например, дразнят в школе, во дворе и т.п.). Причем в большинстве случаев переживания вызваны именно «воображаемыми», надуманными собственными внешними недостатками. Девочки реальные или мнимые недостатки могут находить во всем теле (кривые ноги, маленькая грудь, неправильный овал лица и т.д.), у мальчиков страх, в основном, сосредотачивается в области гениталий. Нужно сказать, что девочки справляются с дисморфофобией легче, у них она может пройти без следа с появлением первого поклонника. Для мальчиков все намного сложнее, учитывая узкую зону концентрации недостатков, и может перейти в глубокие сексуальные проблемы, если на это не обратить должного внимания. Можно выделить четыре основных признака дисморфофобии (выраженной в той или иной степени): • активные высказывания о неудовлетворенности своей внешностью; • обвинение своей внешности во всех грехах, убежденность, что все неприятности происходят именно из-за физической неполноценности (уродства); • перенос своих психологических проблем (неумения общаться, отсутствие друзей и т.п.) в «телесную область»; • убеждение, что изменение (усовершенствование) своей внешности способно сразу же изменить жизнь. Кроме того, на уровне поведения о дисморфофобии могут свидетельствовать так называемые «синдром зеркала» и «синдром фотографии». В первом случае подросток часами смотрит в зеркало в поисках наиболее выигрышного, с его точки зрения, ракурса, когда надуманный недостаток менее заметен. Во втором случае избегает (наотрез отказывается) фотографироваться, так как уверен, что отвратительно получается на снимках именно из-за недостатков внешности. Хочу сразу заметить, что в той или иной форме дисморфофобию переживают практически все подростки. Особенно актуальна она сейчас, когда СМИ навязывают определенные стандарты красоты. С экранов телевизоров, обложек молодежных журналов, даже полок магазинов игрушек на нас смотрят стройные, длинноногие и пышногрудые красавицы, которым улыбаются загорелые и мускулистые парни. Все, кто не соответствует идеальным канонам, должны чувствовать себя уродливым, толстым, нескладным и желать достигнуть совершенства любой ценой. Именно это стремление заставляет подростков худеть до истощения, мечтать о пластической операции или наносить себе физические увечья, пытаясь самостоятельно избавиться от недостатка. У многих подростков дисморфофобия проходит с возрастом, естественно и без последствий. Некоторые забирают ее во взрослую жизнь, и со временем она может перейти в дисморфоманию — расстройство более глубокое, когда болезненная убежденность в физическом недостатке приобретает сверхценный или бредовой характер. Причины дисморфофобии кроются в недостатке любви к себе, своему телу и недостатке любви и понимания родителей. Нередко можно встретить ситуации, когда родители не принимают недовольство ребенка своей внешностью, например, говорят: «Все это ерунда, ты все придумываешь, у тебя все в порядке». Ребенок встречает полное отрицание проблемы, но от этого проблема не исчезает. Иногда родители пытаются бороться с проявлениями дисморфофобии силовыми методами, когда ребенок стесняется раздеться на пляже, стягивают с него одежду силой, думают что он привыкнет и перестанет стесняться. Другие же сами провоцируют дисморфофобию, рассказывая ребенку, что он, например, слишком толстый или некрасивый. Преодоление дисморфофобии должно начинаться с любви и признания. От родителей требуется много внимания и поддержки, чтобы избежать формирования у ребенка заниженной самооценки и комплекса неполноценности. Кроме того, можно дать несколько конкретных рекомендаций преодоления дисморфофобии: 1.Не следует делать обидные замечания в адрес ребенка, его внешности (например, «какой ты у нас лопоухий», «ну и толстый же ты», «в кого у тебя такой длинный нос» и т.п.). Если у ребенка есть какие-то недостатки внешности (излишняя полнота, юношеские угри, прыщи), нужно помочь избавиться от них, а не заострять внимание. 2. Если ребенок отказывается раздеться на пляже, в бассейне и т.д., фотографироваться, выступать на публике, рекомендую родителям уважать его право на отказ. Ни в коем случае не заставлять, особенно грубым физическим воздействием. Лучше отказать организму в полезном во всех отношениях плавании, чем помочь приобрести невроз. 3. Рассказать ребенку примеры из своего отрочества, как вы были недовольны своей внешностью, чего стеснялись, как с этим справлялись. Поделитесь переживаниями и чувствами, которые испытывали, выразите понимание состояния ребенка, а также готовность помогать, если нужна помощь. 4. Если у подростка есть черта, которая отличает его от сверстников (зрительно выделяет из общей массы), и он ее стесняется, можно использовать два диаметрально противоположных способа действий. Первый — помогите сделать эту деталь «изюминкой» внешности (на примере известных личностей с яркими нестандартными деталями внешности, возможно аналогичными чертам вашего подростка). Второй — обратитесь к помощи специалистов. Опять же, выбрать правильный способ реагирования лучше всего в диалоге с ребенком. 5.Особое внимание необходимо детям с реальными физическими дефектами, нужно как можно раньше устранить недостаток, при необходимости даже хирургическим путем, пока он не вызвал психических нарушений у подростка. 6. Если у вашего подростка дисморфофобия достигла критической формы и выражается в активном членовредительстве (например, анорексия (отказ от пищи), нанесение себе ран и увечий и т.д.), непременно обратитесь не только за медицинской, но и психологической помощью к специалистам. На самом деле наш подросток не «трудный», он такой же парень или девушка, какими были мы 20, 30 или 40 лет назад. Просто за время своего взросления мы растеряли многое, в том числе и объективность воспоминаний. Поэтому забыли, что имеют право на свои проблемы. Главное — они очень сильно нуждаются в нашей помощи. Автор: Елена ШПУНДРА