25 Июль 2015
Успеваемость школьников по самым разным предметам зависит от одной группы генов
Одни и те же гены влияют на успехи в обучении по самым разным предметам, рассказала «Чердаку» Юлия Ковас, профессор генетики и психологии Голдсмитс-колледжа Университета Лондона (Великобритания) и содиректор Международного центра исследований развития человека Томского государственного университета.
«Используя близнецовый метод и анализ ДНК, мы показали, что одни и те же гены влияют на успехи в самых разных школьных предметах», » сказала Ковас.
Ученый и ее коллеги проводили свое исследование в Великобритании на материале так называемого близнецового проекта раннего развития (The Twin Early Development Study – TEDS), который продолжается уже 20 лет. В нем участвуют 12 632 пары близнецов, данные о которых собираются с их рождения. Когда участникам проекта было по 16 лет, все они сдавали государственные экзамены как по обязательным предметам: математике, английскому, естественным наукам, — так и по предметам по выбору.
Ученые использовали данные об их оценках, чтобы сравнить успехи в учебе генетически идентичных монозиготных близнецов и дизиготных близнецов, ДНК которых отличается так же, как у обычных братьев и сестер. Кроме того, в распоряжении исследователей были образцы ДНК участников исследования, которые анализировались с помощью всегеномного анализа сложных признаков (Genome-Wide Complex Trait Analysis – GCTA). Этот метод путем прямого сравнения ДНК не связанных родством людей устанавливает, насколько генетические факторы влияют на определенный признак.
Все когнитивные способности, в том числе способности к обучению, находятся под влиянием как наследственности, так и среды. В частности, ранее на этой же выборке Ковас и ее коллеги показали, что успешность в сдаче экзаменов значительно зависит от генетических факторов. Теперь ученые поставили себе цель проследить связь между наследственностью и успехами в отдельных предметах.
Оказалось, что если школьник, например, хорошо сдает математику, то с большой вероятностью он получит высокий балл и по художественной культуре или английскому языку. Проведя анализ близнецовых данных и данных генотипирования, ученые выяснили, что существует один набор генов, который вносит вклад в успеваемость по самым разным предметам. Исследование Ковас и ее коллег опубликовано в журнале Scientific Reports.
Важен не только интеллект
Есть мнение, что успеваемость школьников определяется их интеллектуальным уровнем, который, в свою очередь, находится под сильным влиянием наследственности. «Наши исследования этого не подтверждают. Уже в прошлой работе мы показали, что несмотря на то, что интеллектуальный уровень связан с экзаменационными оценками, но объясняет менее половины различий в успеваемости», — пояснила ученый.
Не меньший вклад, по мнению исследователей, вносят другие факторы: интерес, мотивация, наличие психопатологий, личностные качества. Эти черты находятся под влиянием генетических факторов, но тоже лишь отчасти.
Гены и среда
Гены и среда работают вместе, в постоянном взаимодействии. О влиянии среды свидетельствует тот факт, что не всегда школьники, которые хорошо успевают по одним предметам, получают удовлетворительные оценки и по другим.
«Один ребенок может блестяще сдать экзамен по математике и средне — по языку. Но мы знаем, что одни и те же генетические факторы во многом оказывают влияние на все школьные предметы. Значит, среда может или содействовать, или мешать проявлению генетических эффектов, — сказала Ковас.
Исследования в России
«В настоящее время мы проводим большое исследование в России, задачей которого является понимание, насколько результаты, полученные в других странах, совпадают с результатами, которые мы получим в российской социо-культурной и образовательной среде», — сказала ученый.
В мае этого года исследователи закончили сбор данных во всех школах Томска, а сейчас готовятся к подобной работе со школьниками Москвы.
«Мы говорим уже о сотнях близнецов, поэтому через некоторое время сможем проверить эти гипотезы на российских детях», — заключила Ковас.
Эта работа важна для российского образования, так как подобные исследования позволяют лучше понять причинно-следственные связи в ходе развития, понять, как одни и те же генетические факторы проявляются в разных образовательных контекстах и как подобрать индивидуализированные методы обучения каждому ученику, отмечает Ковас.
Источник: http://chrdk.ru
|