История велосипедного спорта Велосипед (из фр. vélocipède, от лат. velox — быстрый и pedis — ноги) —
колёсное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой
человека через ножные педали или (редко) через ручные рычаги. Наиболее
распространены велосипеды с двумя колесами, но бывают также одноколёсные
и трёхколёсные велосипеды, а также велосипеды с большим количеством
колёс.
Правила дорожного движения России определяют велосипед как «транспортное
средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и
приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём».
Ныне во всём мире используются более миллиарда велосипедов, поэтому
велосипед — самое распространённое транспортное средство. Он стал
таковым благодаря низкой стоимости, лёгкости, малым размерам, отсутствию
потребности в топливе, относительной безопасности и хорошим
соотношением прикладываемых усилий к развиваемой на нём скорости.
Велосипедный спорт - вид спорта, в котором спортсменам не обходимо как можно быстрее проходить соревновательную дистанцию на велосипедах. Различают соревнования на треке, шоссе, по пересеченной местности, маунтенбайк. К велосипедному спорту относят и фигурную езду и игру в мяч на велосипедах (велобоп, велополо), но эти последние виды не включены в Олимпийскую программу. Международный союз велосипедистов (У СИ) основан в 1900. В его составе (до 1992) — Международная любитель екая федерация велосипедного спорта (ФИАК), основанная в 1965, и Международная федерация профессионального велосипедного спорта (ФИКП), с 1993 разделение на любитель скую и профессиональную федерации признано нецелесообразным, и был образован единый Международный союз велосипедистов, объединяющий 160 национальных федераций (2002). В программе Олимпийских игр с 1896 среди мужчин, с 1984 — среди женщин. На Олимпийских играх 1896-1924 программа состязаний составлялась произвольно: в ряде случаев включались гонки только на треке (1900,1904) либо только на шоссе (1912). Вначале соревновались только история велосипедного спорта тесно связана с историей велосипеда. Первые велосипеды, еще очень несовершенные, появились в первой трети 19 в. Вскоре двухколесный велосипед был оснащен шатуном на пере днем коле се, позднее его конструкция была усовершенствована. В 1869 появилась цепная передача, а в 1888 литые резиновые шины были заменены пневматическими (это сделал ставший впоследствии знаменитый шотландский врач Данлоп). В 1869 состоялось первое крупное соревнование, это была гонка Париж — Руан, дистанция между которыми составила 120 км. Победитель гонки англичанин Мур достиг тогда средней скорости 11 км в час. В России первая велогонка состоялась 24 июля 1883 на московском ипподроме. К началу 20 в. в России насчитывалось более 20 велосипедных клубов, объединявших тысячи велосипедистов, которые стали устраивать велосипедные гонки отечественных и зарубежных спортсменов. В 1918 велосипедисты впервые состязались за звание чемпиона РСФСР, победителями стали Ф. Крючков и М. Бойшер. С тех пор в Советской России, а затем СССР стали регулярно проводиться соревнования по велоспорту. Но только в 1954 советские велосипедисты впервые приняли участие в VII велогонке мира. Первая олимпийская велогонка состоялась на I Олимпийских играх в Афинах в 1896 на дистанции 87 км. В 1912 на стокгольмской Олимпиаде дистанция составляла уже 320 км. Ha 1 Олимпийских играх лидировали велосипедисты Франции и Великобритании, затем к ним присоединились спортсмены из Дании, Италии, Германии, СССР. Среди отечественных велосипедистов наивысших достижений добились: Виктор Капитонов (олимпийский чемпион в групповой шоссейной гонке на Играх в Риме в I960), Сергей Сухорученков (чемпион московской Олимпиады в шоссейной гонке; признан сильнейшим велогонщиком мира среди любителей по опросам французской газеты «Экип»). Программа соревнований в общих чертах стала определяться с 1928 и мало изменялась до 1992. Гонки на треке предусматривали гит с места 1000 м (в этом виде фиксируются рекорды), спринтерскую гонку, индивидуальную и командную гонки преследования на 4000 м, групповую и командную шоссейные гонки. В 1908-1972 проводились трековые гонки на тандемах. Каждая национальная команда могла быть представлена 15 гонщиками, каждый заявленный спортсмен имел право выступать в любой дисциплине. Однако регламент соревнований ограничивал количество стартующих: в гите с места, спринтерской гонке и индивидуальной гонке преследования на треке — по одному спортсмену, в групповой шоссейной гонке — по четыре, в командной шоссейной гонке на 100 км и командной гонке преследования на треке — по одной команде из четырех человек. Командная и групповая шоссейные гонки проводятся раздельно с I960. До этого в командной гонке засчитывалась сумма результатов, показанных спортсменами каждой из стран-участниц этих соревнований. В соревнованиях 1912 учитывалась сумма четырех, а в 1920-1956 — сумма трех результатов. В программу Олимпийских игр 1996 включены новые виды гонок для мужчин и женщин — индивидуальная гонка на шоссе и кросс, а исключена командная гонка на шоссе. Таким образом, на Играх разыгрывалось 14 комплектов медалей: групповая шоссейная гонка, индивидуальная гонка на время (мужчины и женщины); на треке — гит 1000 м с места (мужчины), спринтерская гонка и индивидуальная гонка преследования (мужчины и женщины), командная гонка преследования (мужчины), гонка по очкам (мужчины и женщины); маунтенбайк — кросс-кантри (мужчины и женщины). Изменилась система допуска на Олимпиаду 1996: общее количество спортсменов определяется системой квалификационных соревнований и для гонок на шоссе должно составлять не более 200 мужчин и 60 женщин; на треке — 186 спортсменов (мужчины и женщины), маунтенбайку — 50 мужчины и 30 женщины. Двукратным олимпийским чемпионом стал велосипедист Вячеслав Екимов. На Олимпийских играх в Сеуле (1988), он выступал в командной гонке преследования на треке, а в Сиднее (2000) стал автором одной из наиболее приятных сенсаций, опередив всех соперников в индивидуальной гонке с раздельным стартом на шоссе. Женщины допущены к участию в шоссейных гонках в 1984, в гонках на треке — с 1988. Шоссе и Дисциплины -личное первенство шоссейная гонка — мужчины; -личное первенство шоссейная гонка — женщины; -личное первенство гонка на время — мужчины; -личное первенство гонка на время — женщины. Трек. Дисциплины: — 1000 м гонка на время — мужчины; - 500 м гонка на время — женщины; - личное первенство гонка преследования (3000 м) — женщины; - личное первенство гонка преследования (4000 м) — мужчины; - кейрин — мужчины; - мэдисон — мужчины; - олимпийский спринт — мужчины; - гонка по очкам — мужчины; - гонка по очкам — женщины; - спринт — женщины; - спринт — мужчины; - командное первенство гонка преследования (4000т) — мужчины. Маунтенбайк. Дисциплины: - личное первенство — мужчины; - личное первенство — женщины. Виды Гонок 1) Шоссейная гонка Шоссейная гонка начинается с общего старта. Гонщик, первым пересекший финишную линию, считается победителем. На старте команды располагаются в соответствии с их рейтингом по версии UCI (Международного союза велосипедистов). Дистанция мужской гонки — 239 км, женской — 120 км. На протяжении всей дистанции имеются пункты, на которых гонщикам предлагаются шоколад, бутерброды, фрукты и напитки. Во время проведения гонки велосипедисты имеют право получать помощь от организаторов соревнований для вьшолнения ремонтных работ. За пелетоном следует группа технической поддержки с запасными велосипедами, колесами и т.д. Члены команды могут помогать своим партнерам в ремонте, но подталкивания во время движения запрещены и наказываются дисквалификацией. 2) Индивидуальная гонка с раздельным стартом Дистанция у мужчин составляет 46,8 км, у женщин — 31,2 км. Гонщики стартуют с интервалом 90 секунд. Каждый гонщик стремится показать на дистанции лучшее время. Велосипедисты могут пользоваться помощью машины поддержки, следующей за гонщиком на расстоянии Юм. Помогать друг другу спортсмены не имеют права. Трасса и для командной и для индивидуальной гонок едина, но длина крута может меняться в каждой гонке. Длина круга для командной гонки составляет 17,1 км, для индивидуальной —15,6 км. 3) Гонка на время Это проверка на сипу и выносливость. Тактика в этом виде не имеет значения. Единственным соперником гонщика является секундомер. Мужская дистанция — 1000 м, женская — 500 м. Победителем объявляется гонщик, показавший самое лучшее время. Перед стартом производится 90-секундный обратный отсчет времени. 4) Спринт Эта гонка длится три крута, но хронометрируются только последние 200 м. На Игр ах гонщики соревнуются в гите (серия га 3-х лучших), когда два гонщика следуют один за другим. Победителем считается гонщик, первый пересекший линию финиша. После первых двух кругов гонщики начинают маневрировать дня выбора лучшей позиции для финишного спурта. 5) Индивидуальная гонка преследования Старт производится с противоположных сторон трека. Цепь в том, чтобы «догнать» противника или показать лучшее время. Мужчины соревнуются на дистанции 4 км, женщины — 3 км. Первый круг состоит из гонок с выбыванием. Четыре гонщика, показавшие лучшее время, выходят в полуфинал. Гонщики находятся в стартовой коробке в течение 50 секунд до сигнала, по которому гонка начинается. В случае какого-либо происшествия, только по страдавший гонщик останавливается. Ему будет предоставлена возможность стартовать еще раз в паре с подобным образом пострадавшим участником. Если таких нет, то гонщик стартует один. Велосипедист, прекративший гонку более 2-х раз, дисквалифицируется. 6) Командная гонка преследования В данном виде участвуют только мужчины. Дистанция — 4 км. В каждой команде по 4 человека. Основные правила подобны правилам индивидуальной гонки. В командной гонке основной считается положение 3-го гонщика. Время хронометрируется в момент пересечения его передним коленом финишной черты. Гонщики в команде следуют один за другим, меняясь на кривой для сохранения сип во время гонки. 7)Гонка на очки Цель гонки — набрать как можно больше очков на дистанции 40 км (25 км для женщин). Стартует неограниченное число гонщиков. После первого круга гонщики соревнуются за выигрыш места на промежуточных кругах, которые приносит зачетные очки. Такие очки получают 4 гонщика, первыми пересекающие финишную линию каждые 10 кругов. Пять очков — за 1 место, 3 — за второе, 2 — за третье, 1 — за четвертое. Эти очки в два раза больше на окончательном финише. После того, как гонщики закончат дистанцию, победителем считается гонщик обогнавший последнего в основной группе на крут. Таких гонщиков может быть несколько, поэтому победитель определяется путем сравнения количества набранных очков, если это не выявит победителя, решающим считается спринт. 8) Мэдисон Это командная мужская гонка, подобная гонке на очки. Дистанция 60 км. Названа так по месту, где она проводилась впервые — в Мэдисон Сквер Гарден в Нью-Йорке. Также начинается с массового старта. Команда из двух гонщиков старается выиграть, набрав возможно большее количество очков на промежуточных спринтах. Зачет проводится каждые 20 кругов. 5 очков получает гонщик финишировавший первым, 3 — второй, 2 — третий, 1 — четвертый. 9) Кейрин Эта гонка впервые проведена на Олимпиаде в Сиднее (2000). Всего дается восемь кругов. Гонщики следуют за мотоциклом 5,5 кругов. Мотоциклист следует сначала со скоростью 25 км/час, постепенно увеличивая скорость до 45 км/час, и уходит с трека за 2,5 круга до финиша. Следует мощный спринт, и первый пересекший финишную линию считается победителем. 10) Олимпийский спринт Эта гонка также в Сиднее проводилась впервые. Мужская гонка, в которой участвуют две команды по три человека. Дистанция — 3 круга, форма такая же, как в гонке преследования. 8 лучших выходят в четверть финал. Затем — с выбыванием проигравших. Команды стартуют с диаметрально противоположных сторон трека. Обычно первый из трех идет гонщик спринтер, третьим — гонщик на 1 км. Финиш хронометрируется по переднему колесу третьего гонщика команды. 11) Трек Гонки проводятся на треке с деревянным покрытием и длиной окружности 250 м. На прямой части угол наклона составляет 12,4°, на кривой — 42°. Эта гонка также в Сиднее проводилась впервые. Мужская гонка, в которой участвуют две команды по три человека. Дистанция — 3 круга, форма такая же, как в гонке преследования. 8 лучших выходят в четверть финал. Затем — с выбыванием проигравших. Команды стартуют с диаметрально противоположных сторон трека. Обычно первый из трех идет гонщик спринтер, третьим — гонщик на 1 км. Финиш хронометрируется по переднему колесу третьего гонщика команды.