Первым инженерно-техническим учебным заведением России, начавшим давать
систематическое образование, становится основанная в 1701 году Петром I
Школа математических и навигационных наук.
Современная система высшего
инженерного образования рождается в девятнадцатом веке. После того, как
первым высшим инженерным учебным заведением становится в 1810 году Главное инженерное училище Российской империи (а
ныне ВИТУ),основанное в 1804 году. В него добавляются дополнительные офицерские классы и
двухгодичное продолжение обучения офицеров, в отличии от всех других
кадетских корпусов и инженерных учебных заведений России.
Выдающийся учёный механик и выпускник Института инженеров путей
сообщения Тимошенко Степан Прокофьевич в своей книге «Инженерное
образование в России» писал: " Образовательная схема Главного Инженерного
Училища, родившаяся после добавления старших офицерских классов, с
разделением Пятилетнего образования на два этапа в дальнейшем именно на
примере Института инженеров путей сообщения распространилась в России, и
сохраняется до сих пор. Это позволяло начинать преподавание математики,
механики и физики на довольно высоком уровне уже на первых курсах и
дать студентам достаточную подготовку по фундаментальным предметам, а
затем использовать время для изучения инженерных дисциплин." В дальнейшем
в течение всего девятнадцатого века продолжилось создание различных
специализаций и направлений высшего инженерного образования,
происходившее в процессе перехода наиболее передовых
инженерно-технических учебных заведений Российской империи к системе
высшего образования, что привело к качественному развитию, так как
каждое учебное заведение создавало не существовавшую до этого свою
собственную программу нового направления или специализации высшего
инженерного образования, заимствуя передовой опыт других, позитивно
сотрудничая, по братски обмениваясь инновациями и взаимно обогащая друг
друга. Одним из выдающихся организаторов и символов этого процесса был
Дмитрий Иванович Менделеев.
Люди, которые постоянно и профессионально занимаются инженерией,
называются инженерами. Инженеры применяют свои научные знания для
нахождения подходящего решения проблемы или для создания
усовершенствований.
Решающая и уникальная задача инженеров состоит в идентифицировании,
понимании и интерпретации ограничений проекта для осуществления
успешного результата. Как правило, недостаточно создать успешный
продукт; он должен отвечать дальнейшим требованиям.