Идиллия ― (греч. eidyllion ― изображение, картинка) ― стихотворение, изображающее безмятежную жизнь пастухов и пастушек, земледельцев, рыбаков на лоне прекрасной природы Композиция ― (от лат. compositio ― составление, соединение, сложение) ― построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора Лирика ― (от греч. lyricos ― поющийся под звуки лиры) ― один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В Л. жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ―переживание. Важнейшим свойством Л. является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности Л.: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер. Тематически (условно) различают Л. пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д. К жанрам Л. обычно относят оду, элегию, эпиграмму, послание, гимн и др. Лирический герой ― наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе "Я" в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен образу автора ― создателя произведения. Духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения лирического героя Лирическое отступление ― внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение Онегинская строфа ― строфа из 14 стихов 4―стопного ямба, 3 четверостишья и завершающие 2 строки с перекрестной рифмой Реализм ― (от лат. realis ― вещественный) ― художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому, писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью; правдивое воспроизведение "типических характеров в типических обстоятельствах". В центре внимания Р. находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени, в котором он живет. При этом писатель не отрывается от реальности, с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни. Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические ― все это связано с точкой зрения художника на жизнь, а это зависит от его мировоззрения, от умения уловить движение эпохи Романтизм ― (нем. romantik, фр. romantisme, англ. romanticism) творческий метод в литературе и искусстве, сложившийся в конце XVIII ― начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы. Романтизм отличает подчеркнутый интерес к личности, человеческой индивидуальности, пафос свободы, независимости, героика протеста, стремление к совершенству и обновлению. Романтики противопоставляли реальному миру мир идеальный, поэтому не ставили задачу воспроизвести действительность, а стремились выразить свое отношение к ней. Романтический герой ― человек исключительный, с сильными неукротимыми страстями. Исключительность характеров сочетается в романтизме с исключительностью событий и конфликтов, их особым драматизмом и напряженностью Роман в стихах ― лиро―эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям Сентиментализм ― (от фр. sentiment ― чувство, чувствительность) ― литературное направление второй половины XVIII в. ― нач. XIX в., в отличие от классицизма признающее основой человеческой природы не разум, а чувство. Важнейшее свойство сентиментализма ― стремление исследовать человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, переживаниях Стерн (Sterne) Лоренс (1713―68) ― английский писатель. Крупный представитель сентиментализма. В гротескном романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760―67) и романе «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) полемизируют с просветительским рационалистическим истолкованием мыслей и поступков человека. Мастерство литературной пародии, эксперименты с художественной формой, острая наблюдательность и психологизм определили притягательность Стерна в глазах писателей разных идейно―художественных установок (Э. Т. А. Гофман, Л. Н. Толстой, Дж. Джойс) Элегия ― греч. elegeia (от elegos ― жалобная песня) ― жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. meditatio ― углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы элегий ― созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, как правило, неразделенная, жизнь и смерть и др. Эпистолярная литература ― (от греч. epistole ― письмо, послание) ― общее название произведений, имеющих форму переписки: художественный или публицистический текст, составленный из подлинных или вымышленных писем персонажей, предназначенный или ставший достоянием широкого круга читателей. Например: переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, "Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина, "Юлия, или Новая Элоиза" Ж.―Ж. Руссо, "Бедные люди" Ф.М. Достоевского и др. Абсурд ― нелепость, бессмыслица Анафора ― (греч. anaphora ― вынесение вверх, повторение) единоначатие или повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. Только в мире и есть что тенистый// Дремлющих кленов шатер.// Только в мире и есть что лучистый// Детский задумчивый взор. (А. Фет) Градация (лат. gradatio ― постепенное возвышение) ― стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости Критический реализм ― новый тип реализма, художественный метод, который складывается XIX в. На западе его расцвет связан с именами Стендаля и О. де Бальзака во Франции, Ч. Диккенса и У. Теккерея в Англии, в России ― с именами А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Критический реализм по―новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается прежде всего в связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого анализа становится и внутренний мир человека ― критический реализм одновременно осмысляется как психологический Фабула ― последовательное изложение событий или происшествий, изображенных в художественном произведении Сюжет ― ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического, лиро-эпического или драматического произведения Баллада ― (от франц. ballade ― танцевальная песня) ― жанр лиро-эпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объема фантастического, исторического или героического содержания; с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай Mелодрама ― драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувствительностью, а герои ― либо злодеи, либо образцы добродетели Bодевиль одноактная комическая пьеса легкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами Добролюбов Николай Александрович (1836-61), русский литературный критик, публицист, революционный демократ. С 1857 постоянный сотрудник журнала "Современник". Развивая эстетические принципы В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, видя назначение литературы прежде всего в критике существующего строя, разработал метод т. н. "реальной критики" (статьи 1859-60: "Что такое обломовщина?", "Темное царство", "Луч света в темном царстве", "Когда же придет настоящий день?"). Создал сатирическое приложение к "Современнику" ― "Свисток" (1859). Сатирические стихи, пародии
Драма один из основных родов художественной литературы. В широком смысле драмой называется всякое литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи. Автор драматургического произведения изображает героев в действии, в поступках, речах и переживаниях. Драматургические произведения по большей части предназначены для представления в театре Конфликт ― противоборство, противоречие (разногласие, столкновение) между изображенными в художественном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера Экспозиция (от лат. expositio ― объяснение) ― вступительная, исходная часть сюжета, изображение в произведении общественной среды и жизненной обстановки, где складывались и развивались черты характеров действующих лиц, исторических условий, в которых развиваются события, и т.п. Завязка событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие существенные события в нем Развязка ― разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий Нигилизм (от лат. nihil ― ничто), отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни Анненков Павел Васильевич (1813-87), русский литературный критик, мемуарист. Представитель эстетической критики. Подготовил первое научное издание сочинений А. С. Пушкина (1855-57) и опубликовал материалы для биографии поэта (1855) Внутренний монолог ― способ организации речи в литературе, непосредственное воспроизведение мыслей и чувств персонажа литературного произведения как связной речи, звучащей в его сознании Завязка ― событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета произведения Идея ― главная мысль художественного произведения, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов Композиция ― построение художественного произведения, система организации образов, их связей и отношений Кульминация ― момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения Лирический герой ― это лирическое «я» героя произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Образ л.г. не тождествен образу автора Роман ― эпический жанр большой формы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. «Роман должен быть зеркалом общего хода человеческих дел и жизни, а потому не может быть частной картиной нравов, в которой мы никогда не выйдем за пределы узкого горизонта социальных отношений хотя бы крупнейшего города» (Ф. Шеллинг). Возникнув в Европе в середине ХVII в., Р. даёт отражение жизни в более широком плане, чем другие жанры, позволяет передать её наиболее глубокие и сложные процессы. «Наиболее обычной и наиболее подходящей для романа коллизией является конфликт между поэзией сердца и противостоящей прозой отношений, а также случайностью внешних обстоятельств» (Гегель). Жанр Р. имеет множество видов, например: бытовой Р., исторический, сатирический, рыцарский, детективный, уголовный и др. Пишется в прозе или в стихах. «Многоступенчатость в развитии сюжета, отражающая сложность человеческих отношений, широта и глубина социальных обобщений в сочетании с конкретностью изображения ― особенность реалистического романа». (С.А.Тураев) Образ автора (повествователя) - условный носитель авторской речи в прозаическом произведении, от лица которого ведётся повествование. Иными словами О.а. ― концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками Сюжет ― событие или ряд событий, составляющих содержание художественного произведения Эпиграф ― короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения Эпилог ― дополнительный элемент композиции, часть литературного произведения, отделённая от основного повествования и следующая после завершения самого повествования для сообщения читателю каких-либо дополнительных сведений Эпопея ― наиболее крупное произведение эпического жанра. Древняя эпопея (героический эпос) изображает, как правило, героическое событие, представляющее общенародный интерес. Например, «Одиссея» Гомера, «Война и мир» Толстого. В них описан ряд событий, связанных с героическими подвигами. В литературе нового времени эпопеей называют роман, отличающийся особенной монументальностью: масштабностью изображаемых событий, сильно разветвлённым сюжетом, множеством действующих лиц. (Г. Л. Абрамович) Комедия ― жанр нравоописательный, поэтому предметом изображения в комедии оказывается портрет общества в негероический момент его развития. Предметом изображения в трагедии чаще всего становится трагический, неразрешимый конфликт героя-идеолога с обществом, внешним миром, непреодолимыми обстоятельствами. Эпос (повествование) ― один из трёх литературных родов, основным признаком которого является повествование о событиях, внешних по отношению к автору. «Эпос максимально свободен в изображении пространства и времени» (В.Е. Хализев). В устном народном творчестве ― это героические сказания о богатырских подвигах народных героев, песни о богах, повести о событиях исторического или доисторического периода. В теории литературы ― повествовательный жанр: роман, повесть, рассказ, эпопея Символизм ― первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России и положившее начало Серебряному веку. Начало теоретическому самоопределению символизма было положено Д. С. Мережковским. Аллегория ― изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль, иносказание. Аллитерация ― повторение одинаковых согласных. Амфибрахий ― трёхсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на второй слог. Анапест ― трёхсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на третий слог. Антитеза ― оборот, в котором для усиления выразительности резко противопоставляются противоположные понятия. Гипербола ― средство художественного изображения, основанное на преувеличении. Дактиль ― трёхсложный размер, в котором ударение падает в стопе на первый слог. Инверсия ― обратный порядок слов в предложении. Ирония ― скрытая насмешка, основанная чаще всего на том, что слово или выражение употребляются в значении, прямо противоположном общепринятому. Литота ― художественное преуменьшение, заключающееся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок). Метафора ― переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Модернизм ― общее значение направлений искусства и литературы конца XIX ― начала ХХ века, выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма. Сравнение ― это сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. Тропы ― слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении. Футуризм ― авангардистское направление в европейском и русском искусстве 10- 20 годов ХХ века. Стремясь создать "искусство будущего", отрицает традиционную культуру, культивируя урбанизм (эстетику машинной индустрии большого города). Хорей ― двусложный размер, в котором ударение в стропе падает на первый слог. Эпитет ― художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Эпифора ― противоположна анафоре ― повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. Ямб ― двусложный размер, в котором ударение падает на второй слог.