Пятница, 29.03.2024, 12:31 j
Фотография 6DSCN9279Фотография 1"Бумбараш" 2012 театр Молодежи АлтаяDSCN9232Фотография 1Фотография 1Фотография 1DSCN9226
Учись учиться
Фотолетопись
Наш опрос
Что должна "давать" школа?
Всего ответов: 89
Статистика
Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Дневник.РУ

Глоссарий

                                 ГЛОССАРИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Идиллия
― (греч. eidyllion ― изображение, картинка) ― стихотворение, изображающее безмятежную жизнь пастухов и пастушек, земледельцев, рыбаков на лоне прекрасной природы
Композиция
― (от лат. compositio ― составление, соединение, сложение) ― построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора
Лирика
― (от греч. lyricos ― поющийся под звуки лиры) ― один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями. В Л. жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ―переживание. Важнейшим свойством Л. является способность передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Характерные особенности Л.: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер. Тематически (условно) различают Л. пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д. К жанрам Л. обычно относят оду, элегию, эпиграмму, послание, гимн и др.
Лирический герой
― наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе "Я" в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен образу автора ― создателя произведения. Духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения лирического героя
Лирическое отступление
― внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение
Онегинская строфа
― строфа из 14 стихов 4―стопного ямба, 3 четверостишья и завершающие 2 строки с перекрестной рифмой
Реализм
― (от лат. realis ― вещественный) ― художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому, писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью; правдивое воспроизведение "типических характеров в типических обстоятельствах". В центре внимания Р. находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени, в котором он живет. При этом писатель не отрывается от реальности, с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни. Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические ― все это связано с точкой зрения художника на жизнь, а это зависит от его мировоззрения, от умения уловить движение эпохи
Романтизм
― (нем. romantik, фр. romantisme, англ. romanticism) творческий метод в литературе и искусстве, сложившийся в конце XVIII ― начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы. Романтизм отличает подчеркнутый интерес к личности, человеческой индивидуальности, пафос свободы, независимости, героика протеста, стремление к совершенству и обновлению. Романтики противопоставляли реальному миру мир идеальный, поэтому не ставили задачу воспроизвести действительность, а стремились выразить свое отношение к ней. Романтический герой ― человек исключительный, с сильными неукротимыми страстями. Исключительность характеров сочетается в романтизме с исключительностью событий и конфликтов, их особым драматизмом и напряженностью
Роман в стихах
― лиро―эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям
Сентиментализм
― (от фр. sentiment ― чувство, чувствительность) ― литературное направление второй половины XVIII в. ― нач. XIX в., в отличие от классицизма признающее основой человеческой природы не разум, а чувство. Важнейшее свойство сентиментализма ― стремление исследовать человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, переживаниях
Стерн (Sterne) Лоренс (1713―68)
― английский писатель. Крупный представитель сентиментализма. В гротескном романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760―67) и романе «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) полемизируют с просветительским рационалистическим истолкованием мыслей и поступков человека. Мастерство литературной пародии, эксперименты с художественной формой, острая наблюдательность и психологизм определили притягательность Стерна в глазах писателей разных идейно―художественных установок (Э. Т. А. Гофман, Л. Н. Толстой, Дж. Джойс)
Элегия
― греч. elegeia (от elegos ― жалобная песня) ― жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. meditatio ― углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы элегий ― созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, как правило, неразделенная, жизнь и смерть и др.
Эпистолярная литература
― (от греч. epistole ― письмо, послание) ― общее название произведений, имеющих форму переписки: художественный или публицистический текст, составленный из подлинных или вымышленных писем персонажей, предназначенный или ставший достоянием широкого круга читателей. Например: переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, "Письма русского путешественника" Н.М. Карамзина, "Юлия, или Новая Элоиза" Ж.―Ж. Руссо, "Бедные люди" Ф.М. Достоевского и др.
Абсурд
― нелепость, бессмыслица
Анафора
― (греч. anaphora ― вынесение вверх, повторение) единоначатие или повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. Только в мире и есть что тенистый// Дремлющих кленов шатер.// Только в мире и есть что лучистый// Детский задумчивый взор. (А. Фет)
Градация
(лат. gradatio ― постепенное возвышение) ― стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости
Критический реализм
― новый тип реализма, художественный метод, который складывается XIX в. На западе его расцвет связан с именами Стендаля и О. де Бальзака во Франции, Ч. Диккенса и У. Теккерея в Англии, в России ― с именами А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Критический реализм по―новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается прежде всего в связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого анализа становится и внутренний мир человека ― критический реализм одновременно осмысляется как психологический
Фабула
― последовательное изложение событий или происшествий, изображенных в художественном произведении
Сюжет
― ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического, лиро-эпического или драматического произведения
Баллада
― (от франц. ballade ― танцевальная песня) ― жанр лиро-эпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительно небольшого объема фантастического, исторического или героического содержания; с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай
Mелодрама
― драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувствительностью, а герои ― либо злодеи, либо образцы добродетели
Bодевиль
одноактная комическая пьеса легкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами
Добролюбов Николай Александрович
(1836-61), русский литературный критик, публицист, революционный демократ. С 1857 постоянный сотрудник журнала "Современник". Развивая эстетические принципы В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, видя назначение литературы прежде всего в критике существующего строя, разработал метод т. н. "реальной критики" (статьи 1859-60: "Что такое обломовщина?", "Темное царство", "Луч света в темном царстве", "Когда же придет настоящий день?"). Создал сатирическое приложение к "Современнику" ― "Свисток" (1859). Сатирические стихи, пародии

Драма
один из основных родов художественной литературы. В широком смысле драмой называется всякое литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи. Автор драматургического произведения изображает героев в действии, в поступках, речах и переживаниях. Драматургические произведения по большей части предназначены для представления в театре
Конфликт
― противоборство, противоречие (разногласие, столкновение) между изображенными в художественном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера
Экспозиция
(от лат. expositio ― объяснение) ― вступительная, исходная часть сюжета, изображение в произведении общественной среды и жизненной обстановки, где складывались и развивались черты характеров действующих лиц, исторических условий, в которых развиваются события, и т.п.
Завязка
событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие существенные события в нем
Развязка
― разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий
Нигилизм
(от лат. nihil ― ничто), отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни
Анненков Павел Васильевич
(1813-87), русский литературный критик, мемуарист. Представитель эстетической критики. Подготовил первое научное издание сочинений А. С. Пушкина (1855-57) и опубликовал материалы для биографии поэта (1855)

Внутренний монолог

― способ организации речи в литературе, непосредственное воспроизведение мыслей и чувств персонажа литературного произведения как связной речи, звучащей в его сознании
Завязка
― событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета произведения
Идея
― главная мысль художественного произведения, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов
Композиция
― построение художественного произведения, система организации образов, их связей и отношений
Кульминация
― момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения
Лирический герой
― это лирическое «я» героя произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Образ л.г. не тождествен образу автора
Роман
― эпический жанр большой формы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. «Роман должен быть зеркалом общего хода человеческих дел и жизни, а потому не может быть частной картиной нравов, в которой мы никогда не выйдем за пределы узкого горизонта социальных отношений хотя бы крупнейшего города» (Ф. Шеллинг).  Возникнув в Европе в середине ХVII в.,  Р. даёт отражение жизни в более широком плане, чем другие жанры, позволяет передать её наиболее глубокие и сложные процессы. «Наиболее обычной и наиболее подходящей для романа коллизией является конфликт между поэзией сердца и противостоящей прозой отношений, а также случайностью внешних обстоятельств» (Гегель). Жанр Р. имеет множество видов, например: бытовой Р., исторический, сатирический, рыцарский, детективный, уголовный и др. Пишется в прозе или в стихах. «Многоступенчатость в развитии сюжета, отражающая сложность человеческих отношений, широта и глубина социальных обобщений в сочетании с конкретностью изображения ― особенность реалистического романа». (С.А.Тураев)
Образ
автора (повествователя) - условный носитель авторской речи в прозаическом произведении, от лица которого ведётся повествование. Иными словами О.а. ― концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками
Сюжет
― событие или ряд событий, составляющих содержание художественного произведения
Эпиграф
― короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения
Эпилог
― дополнительный элемент композиции, часть литературного произведения, отделённая от основного повествования и следующая после завершения самого повествования для сообщения читателю каких-либо дополнительных сведений
Эпопея
― наиболее крупное произведение эпического жанра. Древняя эпопея (героический эпос) изображает, как правило, героическое событие, представляющее общенародный интерес. Например, «Одиссея» Гомера, «Война и мир» Толстого. В них описан ряд событий, связанных с героическими подвигами. В литературе нового времени эпопеей называют роман, отличающийся особенной монументальностью: масштабностью изображаемых событий, сильно разветвлённым сюжетом, множеством действующих лиц. (Г. Л. Абрамович)
Комедия
― жанр нравоописательный, поэтому предметом изображения в комедии оказывается портрет общества в негероический момент его развития. Предметом изображения в трагедии чаще всего становится трагический, неразрешимый конфликт героя-идеолога с обществом, внешним миром, непреодолимыми обстоятельствами.
Эпос
(повествование) ― один из трёх литературных родов, основным признаком которого является повествование о событиях, внешних по отношению к автору. «Эпос максимально свободен в изображении пространства и времени» (В.Е. Хализев). В устном народном творчестве ― это героические сказания о богатырских подвигах народных героев, песни о богах, повести о событиях исторического или доисторического периода.  В теории литературы ― повествовательный жанр: роман, повесть, рассказ, эпопея
Символизм
― первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России и положившее начало Серебряному веку. Начало теоретическому самоопределению символизма было положено Д. С. Мережковским.
Аллегория
― изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль, иносказание.
Аллитерация
― повторение одинаковых согласных.
Амфибрахий
― трёхсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на второй слог.
Анапест
― трёхсложный размер стиха, в котором ударение в стопе падает на третий слог.
Антитеза
― оборот, в котором для усиления выразительности резко противопоставляются противоположные понятия.
Гипербола
― средство художественного изображения, основанное на преувеличении.
Дактиль
― трёхсложный размер, в котором ударение падает в стопе на первый слог.
Инверсия
― обратный порядок слов в предложении.
Ирония
― скрытая насмешка, основанная чаще всего на том, что слово или выражение употребляются в значении, прямо противоположном общепринятому.
Литота
― художественное преуменьшение, заключающееся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок).
Метафора
― переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Модернизм
― общее значение направлений искусства и литературы конца XIX ― начала ХХ века, выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся разрывом с традициями реализма.
Сравнение
― это сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.
Тропы
― слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении.
Футуризм
― авангардистское направление в европейском и русском искусстве 10- 20 годов ХХ века. Стремясь создать "искусство будущего", отрицает традиционную культуру, культивируя урбанизм (эстетику машинной индустрии большого города).
Хорей
― двусложный размер, в котором ударение в стропе падает на первый слог.
Эпитет
― художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Эпифора
― противоположна анафоре ― повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Ямб
― двусложный размер, в котором ударение падает на второй слог.

Родителям
Должен знать каждый
Здоровый Образ Жизни
Это интересно
Праздники
Праздники России
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz